В Хибинах впервые на снегоходе пройден перевал Географов. В обе стороны! Вообще, когда-то многие перевалы проходятся впервые, но перевал Географов находясь на самом видном месте в Хибинах давно манил своими очертаниями, но никто не решался. Этот перевал даже попал на спортивные эмблемы многочисленных Хибиниад. Его очень хорошо видно из Апатитов. К тому-же это самый близкий из приличных перевалов к месту обычного старта снегоходных трасс в Хибинах.
     Перевал Географов усложнён не только своими крутыми подъемами, но и даже подходами. С юга нужно преодолеть довольно значительное расстояние объезжая гору Вудъяврчорр через Большой Вудъявр или подвезти снегоходы по дороге, но всё равно придётся пробиваться через мелкосопочник с кустами и камнями.
     Решил взять перевал со стороны Малого Вудъявра. Здесь река и сложный склон поросший берёзовым криволесьем. Река была преодолена наиболее простым способом – вброд, так как ни одного снежного перемёта на всём доступном протяжении реки не оказалось. Глубина для снегохода оказалась приличной и вода попала даже на ремень вариатора.
К счастью хватило инерции выскочить на другой берег.
Лес на ровном месте не представлял сложности – наст прекрасно держал,
ширины между деревьями хватило. А вот начало подъёма подкинуло сюрпризы. Приходилось выбирать не только дорогу между деревьями, но и учитывать крутизну склона. Из за отсутствия разгона снегоход начинал зарываться и вязнуть при движении в подъём. Приходилось отступать и искать новый путь в лесном лабиринте.
     Вот, наконец, удалось подняться до открытого места и с помощью траверсов по рыхлому надуву выбраться на подперевальное плато. Здесь, наконец, ощутил свободу передвижения – можно ехать в любом направлении – преград нет.
     Выбрав наилучшее направление разгоняюсь и почти без проблем взлетаю на перевал слегка побуксовав на перегибе. Еду до противоположного края перевала, останавливаюсь полюбоваться видом и сделать несколько фотографий.
     Но ведь как всегда – хочется дальше. Осмотрев съезд, решаю съехать на южную сторону. В самой нижней точке спуска возвышается поперечная стена высотой около четырёх метров, главное умудриться её объехать, ведь на таком уклоне затормозить может и не удастся.
Ну, в общем, всё удалось. Снизу показалось что обратно уже не въехать.
Но после небольшой фотосессии вернулся обратно, выбрал подходящую
траекторию и благополучно заехал с первого раза.
     В сторону Малого Вудъявра с Географов скорость спуска составляла 70 – 80 км/ч. Медленнее не получилось. По лесу прошёл своим следом. Брод преодолел без проблем.
Можно сделать некоторые выводы – преодоление перевала Географов снегоходом зависит от многих факторов. От состояния снега в лесу и на склоне, наличия подходящих бродов… Многие говорили что этот перевал надо брать на горном снегоходе. Но горный может не пройти через лес, особенно в подъём по рыхлому снегу. На спортивном вообще соваться бесполезно.
     Перевал был взят на универсальном широкогусеничном снегоходе Ямаха Викинг 540 III. Наличие пониженной передачи помогло преодолеть рыхлый снег и подъём при вилянии между деревьями. Но подъём на сам перевал стал возможен только благодаря прочному насту в конце взлёта. То есть должно совпасть несколько факторов для успешной победы над перевалом. Ну, может ещё многолетний опыт горной езды на снегоходе помог ...
     След снегохода было видно даже из Апатитов!
|