Выезд на Канозеро.
Охрана канозерских петроглифов.
Экодозор.
    
Экспедиция на Канозеро совместила в себе несколько целей. Основная это информирование проходящих туристов о памятнике истории, его охрана и наведение порядка на островах озера Канозеро.
     Утром часов в 10 мы выехали из Апатитов. Сначала асфальт, знакомство и разговоры в машине о том о сём. Но вскоре началась грунтовая дорога, со своими ямами, камнями и песчаными зыбунами. В одном месте дорога выходит на брошенную асфальтированную взлётную полосу и даёт немного расслабиться, но после начинает трясти и бросать ещё пуще, но все быстро приноровились и уже знали за что можно держаться и как группироваться перед ямами и кочками.
     Канозеро - самое ближнее к дорогам относительно большое озеро, но при этом не одна автомобильная дорога не доходит до берега озера.
Надо заметить, что дорога в это время хоть и подсохла, но зато местами очень каменистая. А мосты представляли собой почти бессмысленное нагромождение брёвен по которым авто-эквилибристы перебираются на другой берег.
Мы выбрали один из двух подходящих для нас вариантов.
УАЗом доехали до посёлка Инга, и ещё немного по вездеходной дороге – до первого приличного болота.
     Дальше нам предстоял путь по нахоженной когда-то лесосплавщиками тропе. По ней-же раньше проходила телефонная линия – единственная связь посёлков Подмуна и Канозеро с остальным миром, а сейчас остались отдельные изоляторы на столбиках. В некоторых местах тропа превращалась почти в дорогу, но на болотах это была очень узкая тропинка. Было видно, что раньше по болоту был проложен настил в три бревна шириной, который тянулся на несколько километров. Но теперь эти брёвна сгнили и провалились. Зато вокруг были настоящие заросли морошки. А мы попали как раз во время созревания. В общем, шли и ели, каждый наверно за всю жизнь так морошкой не объедался.
     Наше морошковое путешествие закончилось у реки Муна. Здесь нам пришлось переходить реку шириной около 30 метров вброд. Болотных сапог хватило еле-еле, а кто был в коротких сапогах и ботинках те практически купались. А уже была поздняя ночь, хотя было по прежнему светло, разве что чуть стемнело.
     Казалось, мы шли в основном по болотам, но вокруг были такие красоты, что фотоаппараты даже не убирали в рюкзак. Особенно потрясали подсвеченные снизу ночным солнцем рваные облака. Даже хлипкий разваленый мостик на одной из болотных проток находится в окружении потрясающего пейзажа.
    
От переправы по навигатору нам оставалось до села Канозеро 3,5 км, хотя по карте всего 1,2 км. Мы пошли напрямую и в результате вышли посередине между Подмуной и Канозером. На 500-метровке оказалась ошибка больше километра. Это около двух сантиметров по карте – непростительная ошибка топографов. Сторож Канозера позже подтвердил, что мы правы.
     Выйдя на берег, первым делом желающие сфотографировались на камешке, на фоне озера и ночного солнца. В посёлок Канозеро мы добрались в 4 часа утра.
     Сторож Канозерских петроглифов Станислав Верещагин встретил нас несмотря на ранний час. Мы пообщались, поставили палатки прямо в посёлке, рядом с баней, где ещё и попарились.
     Утром пока вся основная команда ещё спала, солнышко уже начало жарить палатки и внутри стало жарковато. Мы с руководителем группы взяли лодку и сплавали на ближайший остров, нашли несколько простеньких петроглифов. Ведь мне ещё надо сегодня назад вернуться, а на дальние острова я не успею.
     Острова на Канозере с северной стороны имеют так называемые каменные бараньи лбы. Основные ветры дуют с Севера, да и Умба течёт тоже с Севера на Юг.
Вот во время таяния и зачищает скалы от растительности ледяным ножом как бульдозером. Получаются отличные ровные поверхности. На них – то и нашли первые петроглифы. Тот же лёд не даёт поверхности зарасти, правда он-же и стирает самые старые рисунки.
     Туристы – сплавщики тоже вносят свою лепту, разжигая костры прямо на рисунках с возрастом более 4000 лет. Но видимо это по незнанию. Для просвещения и привезён сюда зелёный десант. Будут проводить разъяснительную работу.
     На ближнем острове удалось найти только несколько солнц и каких-то колёс, хотя были и ещё какие-то рисунки, но разобрать их не удалось. Северное солнце уже стояло высоко, а петроглифы лучше видно в косых лучах.
    
Потом Станислав (сторож Канозера) любезно довёз меня на моторке до брошенного посёлка Подмуна – это как раз устье реки Муна. Это сократило мне путь на 3 км. Обратный путь занял намного меньше времени. Если туда мы шли около 9 часов, то обратно к машине доскакал за 3,5 часа. Многое зависит от веса рюкзаков и подготовленности ходоков.
     Обратно группа решила выходить с Канозера через посёлок Муна. Вот я и приехал туда ровно через неделю забирать их. Дорога за несколько поездок уже стала знакома до мелочей. Поэтому в Муну въехал ровно в 14:00 как и было договорено. Пробная связь на 433 мегагерцах. Оказалось что группа ещё в пути и прибытие планируется через 2 часа.
     Что-ж, остаётся только изучать брошенный посёлок. В Муне несколько домов, но не одного человека здесь уже не живёт. Ставлю машину посреди посёлка, открываю двери и включаю музыку погромче и иду на экскурсию.
Оказывается посёлок жил довольно активной жизнью, здесь и оленей держали и «Бураны» были, и сенокос проходил. У реки обнаружил развалины небольшой котельной, а чуть подальше остов дизельной электростанции. На чердаке одного из домов висит одежда. Похоже на очень большой платяной шкаф.
     Уютный был посёлочек, и дети здесь были – много детских рисунков нашёл, но вот всё порушилось – жалко.
     Нагулявшись, развёл костёр на «центральной площади», сварил обед, а там и голодные путешественники подоспели.
     Обратная дорога как всегда – короче и быстрее, через 3 часа все были дома.
     После недели жизни в лесу видно было, что люди рвутся домой. Точно так-же они рвались в лес. Всё-таки смена условий жизни даёт много впечатлений и позволяет по другому взглянуть на городскую суету.