Выезд на Канозеро.
Охрана канозерских петроглифов.
Экодозор.

На брошенном военном аэродроме. Центр Кольского полуострова.

     Водила Экодозора. Транспорт на Канозеро. Развалины. Мосты старого ценральнокольского тракта. Дорога на Канозеро. Экспедиция на Канозеро совместила в себе несколько целей. Основная это информирование проходящих туристов о памятнике истории, его охрана и наведение порядка на островах озера Канозеро.
     Утром часов в 10 мы выехали из Апатитов. Сначала асфальт, знакомство и разговоры в машине о том о сём. Но вскоре началась грунтовая дорога, со своими ямами, камнями и песчаными зыбунами. В одном месте дорога выходит на брошенную асфальтированную взлётную полосу и даёт немного расслабиться, но после начинает трясти и бросать ещё пуще, но все быстро приноровились и уже знали за что можно держаться и как группироваться перед ямами и кочками.
     Канозеро - самое ближнее к дорогам относительно большое озеро, но при этом не одна автомобильная дорога не доходит до берега озера. Мощёная тропа на Канозеро Надо заметить, что дорога в это время хоть и подсохла, но зато местами очень каменистая. А мосты представляли собой почти бессмысленное нагромождение брёвен по которым авто-эквилибристы перебираются на другой берег. Мы выбрали один из двух подходящих для нас вариантов. Мост через Масло-ручей. По пути к Канозеру. УАЗом доехали до посёлка Инга, и ещё немного по вездеходной дороге – до первого приличного болота.
     Дальше нам предстоял путь по нахоженной когда-то лесосплавщиками тропе. По ней-же раньше проходила телефонная линия – единственная связь посёлков Подмуна и Канозеро с остальным миром, а сейчас остались отдельные изоляторы на столбиках. В некоторых местах тропа превращалась почти в дорогу, но на болотах это была очень узкая тропинка. Было видно, что раньше по болоту был проложен настил в три бревна шириной, который тянулся на несколько километров. Но теперь эти брёвна сгнили и провалились. Зато вокруг были настоящие заросли морошки. А мы попали как раз во время созревания. В общем, шли и ели, каждый наверно за всю жизнь так морошкой не объедался. Переправа через реку Муна. Морошка Кольского полуострова.
     Наше морошковое путешествие закончилось у реки Муна. Здесь нам пришлось переходить реку шириной около 30 метров вброд. Болотных сапог хватило еле-еле, а кто был в коротких сапогах и ботинках те практически купались. А уже была поздняя ночь, хотя было по прежнему светло, разве что чуть стемнело.
     Казалось, мы шли в основном по болотам, но вокруг были такие красоты, что фотоаппараты даже не убирали в рюкзак. Особенно потрясали подсвеченные снизу ночным солнцем рваные облака. Даже хлипкий разваленый мостик на одной из болотных проток находится в окружении потрясающего пейзажа.
Живописные Канозёрские болота Остров на Канозере. Мостик через болото

     Вот оно, Канозеро! Добрались!. Фото. Ночная луна. Центр Кольского. От переправы по навигатору нам оставалось до села Канозеро 3,5 км, хотя по карте всего 1,2 км. Мы пошли напрямую и в результате вышли посередине между Подмуной и Канозером. На 500-метровке оказалась ошибка больше километра. Это около двух сантиметров по карте – непростительная ошибка топографов. Сторож Канозера позже подтвердил, что мы правы.
     Выйдя на берег, первым делом желающие сфотографировались на камешке, на фоне озера и ночного солнца. В посёлок Канозеро мы добрались в 4 часа утра.
     Сторож Канозерских петроглифов Станислав Верещагин встретил нас несмотря на ранний час. Мы пообщались, поставили палатки прямо в посёлке, рядом с баней, где ещё и попарились.
     Утром пока вся основная команда ещё спала, солнышко уже начало жарить палатки и внутри стало жарковато. Мы с руководителем группы взяли лодку и сплавали на ближайший остров, нашли несколько простеньких петроглифов. Ведь мне ещё надо сегодня назад вернуться, а на дальние острова я не успею.
     Острова на Канозере с северной стороны имеют так называемые каменные бараньи лбы. Основные ветры дуют с Севера, да и Умба течёт тоже с Севера на Юг. Фото. Первые петроглифы. (Колесо-солнце). Острова Канозера. Бараньи лбы ледникового происхождения. Вот во время таяния и зачищает скалы от растительности ледяным ножом как бульдозером. Получаются отличные ровные поверхности. На них – то и нашли первые петроглифы. Тот же лёд не даёт поверхности зарасти, правда он-же и стирает самые старые рисунки.
     Туристы – сплавщики тоже вносят свою лепту, разжигая костры прямо на рисунках с возрастом более 4000 лет. Но видимо это по незнанию. Для просвещения и привезён сюда зелёный десант. Будут проводить разъяснительную работу.
     На ближнем острове удалось найти только несколько солнц и каких-то колёс, хотя были и ещё какие-то рисунки, но разобрать их не удалось. Северное солнце уже стояло высоко, а петроглифы лучше видно в косых лучах.
     Остатки телефонных столбов вдоль тропы Памятки на островах. Петроглифы Канозера. Потом Станислав (сторож Канозера) любезно довёз меня на моторке до брошенного посёлка Подмуна – это как раз устье реки Муна. Это сократило мне путь на 3 км. Обратный путь занял намного меньше времени. Если туда мы шли около 9 часов, то обратно к машине доскакал за 3,5 часа. Многое зависит от веса рюкзаков и подготовленности ходоков.
     Обратно группа решила выходить с Канозера через посёлок Муна. Вот я и приехал туда ровно через неделю забирать их. Дорога за несколько поездок уже стала знакома до мелочей. Поэтому в Муну въехал ровно в 14:00 как и было договорено. Пробная связь на 433 мегагерцах. Оказалось что группа ещё в пути и прибытие планируется через 2 часа.
     Что-ж, остаётся только изучать брошенный посёлок. В Муне несколько домов, но не одного человека здесь уже не живёт. Ставлю машину посреди посёлка, открываю двери и включаю музыку погромче и иду на экскурсию. Старый катер на канозере. Оказывается посёлок жил довольно активной жизнью, здесь и оленей держали и «Бураны» были, и сенокос проходил. У реки обнаружил развалины небольшой котельной, а чуть подальше остов дизельной электростанции. На чердаке одного из домов висит одежда. Похоже на очень большой платяной шкаф.
     Уютный был посёлочек, и дети здесь были – много детских рисунков нашёл, но вот всё порушилось – жалко.
     Нагулявшись, развёл костёр на «центральной площади», сварил обед, а там и голодные путешественники подоспели.
     Обратная дорога как всегда – короче и быстрее, через 3 часа все были дома.
     После недели жизни в лесу видно было, что люди рвутся домой. Точно так-же они рвались в лес. Всё-таки смена условий жизни даёт много впечатлений и позволяет по другому взглянуть на городскую суету.

Обратная дорога около Ингозера.

Рыбалка на белую рыбу на Кольском полуострове

Экспедиция через центр Кольского на Джипах

* Хибины * Города ... * Это интересно! * Природа, Климат * Фотоальбом * Советы туристу * Путешествия * Форумы * Минералогия * Снаряга * ТУРы, заброски * Мультиспорт *



Пишите письма команде 51    Поставить закладку на TEAM51
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
Projekt: www.TEAM51.ru


Рейтинг@Mail.ru на Портале Кольского Экстремальный портал VVV.RU
Rambler's Top100